вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

Историография

Оглавление

При работе над данной статьей выяснилось её недостаточная разработанность в литературе. В основном исследования носят экономическо-технический характер и мемуарный профиль, в них слабо учитывается социально-исторический аспект.

В 50-е годы в историографии лишь незначительно упоминалось о деятельности речного транспорта на Енисее. Показательна работа В. Н. Увачана, в которой деятельность речного флота упоминается эпизодически.(Увачан В. Н. Переход к социализму малых народов Севера. М. 1958 г.).

В 60-е годы внимание к проблеме увеличивается незначительно. Появляется ряд работ, в которых рассматривается развитие речного транспорта на Енисее, но в основном с экономической точки зрения и лишь незначительно касаются исторического аспекта данной проблемы. Особенно выделяется работа Е. А. Мухина, в которой более или менее полно освещено развитие речного транспорта Красноярского края за 50 лет своего существования, начиная с момента образования Красноярской республики. (Мухин Е. А. Речной транспорт Красноярского края за годы Советской власти Красноярск 1966 г.)

В 1978 году вышел довольно интересный сборник статей по различным аспектам деятельности Енисейского речного пароходства. Данные факты общеизвестны и не представлены с исторической точки зрения, хотя могут быть полезны при конкретизации определенных моментов в развитии флота.

В 80-е годы интерес к развитию речного транспорта в стране и крае в частности возрастает. Это видно из большого количества работ, посвященных данной тематике. Однако они ограничены определенными рамками, как идеологическими, так и временными, и чаще всего затрагивают лишь экономическую и технологическую стороны деятельности речного флота. Наиболее интересной является работа В. И. Чумаченко, в которой очень успешно раскрывается ряд тем связанных с деятельностью енисейского флота. Автор довольно значительный период времени являлся редактором газеты енисейских речников «Речник Енисея», что позволило ему собрать и попытаться систематизировать значительную по объему и важную по значению информацию о деятельности енисейского речного флота. Кроме того, появился ряд работ имеющий социально-экономический характер по исследованию больших рек Сибири и освоению малых рек. В этих работах так же отражена судостроительная отрасль с её проблемами и достижениями.

В 90-е годы, на новом этапе развития общественных наук, с новыми взглядами на деятельность речного флота, с новым взглядом на его историю появляется ряд публикаций мемуарного характера ветеранов Енисея. Они заговорили вслух о тех событиях и переживаниях прошлых лет, о которых еще 10 — 15 лет и думать не смели. Однако среди этих авторов не имеется профессиональных историков, что делает их работы больше популярными или публицистическими изданиями. Работы, в основном носят экономическую или общую направленность. Неплохо показал роль енисейских речников в своем труде о стройке 503 бывший её работник, бывший редактор «Речника Енисея» В. Пентюхов.

Необходимо выделить также ряд работ разного периода посвященных сюжету обороны Советской Арктики в годы Великой Отечественной войны.

Анализ историографии дает понятие о степени изученности проблемы. Можно с уверенностью сказать, что степень эта весьма не высока, особенно относительно темы, рассматриваемой в данной статьи, то есть исторической стороны развития Енисейского речного пароходства в советский период. Красноярские авторы, по большей части бывшие речники, рассматривают либо узкие стороны исторического значения проблемы, либо более близкие экономические и технические её аспекты.

Объектом исследования для меня явилось Енисейское речное пароходство с входящими в него бассейновым управлением пути, речным флотом, портами, пристанями, судоремонтными мастерскими, судоверфями, а также Красноярским судоремонтным заводом, старейшим в этой отрасли.

Хронологические рамки исследования определены с установления Советской власти в Енисейской губернии по 90-е годы ХХ века. Территориально я не разделял край на субъекты федерации. Это огромная территория, как самого края, так и прилегающих регионов (Хакасия, Эвенкия и Таймыр).

Историография