вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

Источниковая база работы

Оглавление

В работе использован ряд источников директивного характера (указы, постановления, программы развития). Здесь четко отмечены основные направления развития речного флота на Енисее. Прослеживается роль государственного управления, которое определило основную направленность и темпы развития флота. Здесь Енисейское пароходство оказывается как бы встроенным в единую транспортную систему края и экономическую систему всей страны, где определена её конкретная роль.

Большую ценную информацию содержат в себе статистические источники. Они сосредоточены в статистических сборниках: «Народное хозяйство Красноярского края» за разные годы (1967, 1985, 1990, 1991 годы) Однако в них рассмотрен только период с 1940 по 1991 годы и практически нет данных по развитию речного транспорта в 20-30-е годы. В этом виде источника достаточно полно отражена динамика экономического роста речного транспорта на Енисее, а также можно проследить динамику развития самого Енисейского лота и его роль в экономике края. В частности, по 60-м годам даются данные по грузообороту, перевозкам и протяженности пути. Статистика 1985 года дает нам полные данные по периоду с 1960 по 1983 годы. Основные данные отражают рост грузооборота, пассажирооборота, основных перевозок. Эту же динамику экономического роста можно увидеть и в статистическом сборнике за 1989 и 1990 годы. Кроме роста здесь очерчивается и тенденция начала кризиса речного флота в период перестройки. Статистические данные позволяют учитывать практическую направленность работы.

Источниковая база также представлена периодической печатью, статистическими данными мемуарного характера, что немаловажно в исследовательской работе.

Говоря о периодической печати, важно выделить, прежде всего, газеты: «Водный транспорт», «Речник Енисея», «Красноярский рабочий», «Гудок», а также журнал «Речной транспорт». Помещенные в них статьи носят отрывочный характер и требуют глубокой исторической переработки. В печати есть специальные статьи, посвященные как истории развития пароходства на Енисее, так и статьи, отражающие проблемы определенных периодов. Эти статьи дают дополнительную информацию, носят в некоторых случаях субъективный характер.

В работе были использованы также источники мемуарного характера. В частности к ним относятся воспоминания И. Назарова, Г. Кублицкого,И. Таскина (И. Терскова), Н. Балакина, В. Астафьева и других авторов. В этих воспоминаниях отражена история развития Енисейского пароходства, его становления и роль в экономической жизни края. Однако, отраженная достоверность носит субъективный, личностный характер. Материалы такого уровня необходимы для того, чтобы увидеть именно роль человека и неоднозначность описываемого процесса. Эти источники дают возможность для личностного переосмысления истории развития пароходства на Енисее.

В работе использованы интересные архивные материалы, которые носят дополнительный характер и остаются важным источником для раскрытия темы. Достоверность приводимых фондов проверена автором. В работе для уточнения сведений, в разных главах приведены данные из архивов ЦХИДНИК, ГАКК, ПАКК.

В основном источники достаточно хорошо и полно отражают специфику и проблемы данной работы, позволяют успешно решить поставленную автором задачу.

Научная новизна заключается в том, что данная работа является одной из первых попыток обобщения данных по советскому периоду Енисейского речного флота, вплоть до конца эпохи перестройки. На фоне экономического развития региона показывается исторический путь Енисейского пароходства, связанный с историей края и страны.

Данная работа будет полезна для учителей преподающих курс Истории Красноярского края, студентам гуманитарных специальностей, а также широкому кругу читателей интересующихся историей своего края.

Источниковая база работы