вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

1903 Казачинский порог

Оглавление

Казачинский порог до сих пор остается самым затруднительным участком на Енисее. Расположенный в 223 км от Красноярска, он долгие годы был непроходимым для всех судов вверх. Сильное течение до 18—20 км/час, узкий извилистый ход среди скалистых подводных камней и плит на протяжении 7 км с перепадом уровней воды 1,5 м, представлял серьезные трудности при спуске и подъеме судов.

До постановки первого туера «Св. Иннокентий (впоследствии — «Ангара») в Казачинском пороге в 1903 году, судоходство выше его было эпизодическое. Первым пароходом, преодолевшим Казачинский порог с помощью воротов и лямщиков (бурлаков) в 1882 г., был пароход «Москва». А в 1884 году мощный буксиро-пассажирский пароход «Капитан Дальман» впервые своим ходом преодолел вверх Казачинский порог.

Подъем судов через Казачинский порог осуществлялся двойной, а то и тройной тягой, и не всегда они были благополучны. Так, в 1889 году при подъеме в Казачинском пороге баржи с рыбой за пароходами «Россия» и «Капитан Дальман», последняя оборвалась и затонула.

В 1898 году грузо-пассажирский пароход «Модест» с пассажирами и грузом при спуске в Казачинский порог потерпел аварию. Лопнул штуртрос, идущий на рулевое устройство, и судно, лишенное управляемости, наскочило на подводные камни, получило множественные пробоины и переломилось пополам. Кормовая часть с грузом и скотом затонула, а носовая часть осталась на каменистой плите. Люди, обезумевшие от страха, рева воды в пороге, метались на залитой воде палубе, не надеясь на спасение.

Помощь пришла от бакенщика, который со своим сыном на свой страх и риск пробирался среди бушующих волн к затонувшему судну и по одному человеку снимал и увозил на берег. Все люди были спасены.

Зимой, когда вода упала, носовую часть судна достали с реки и на 80-ти лошадях доставили в Красноярск, где ему заменили кормовую часть, и уже под другим названием — «Россия» (впоследствии — «Советская Россия», «Ленин», «Владимир Маяковский») пароход оставался в строю до 1962 года.

В 1899 году в Казачинском пороге затонула баржа с мануфактурой и галантереей за пароходом «Гленмор». И снова тонули суда: «Самоход», «Кормилец», баржа с углем за пароходом «Первенец сибирский», «Кооператор», «Иртыш» и др.

В 1903 году туер «Св. Иннокентий («Ангара») был поставлен на работу в Казачинском пороге для подъема судов. 2 июля пароход «Обь» привел на буксире туер и баржу с цепями 5 км. Туер работал от блок-поста (верхнего) до ухвостья острова Заостровка. Туер, уже переименованный в «Ангару», проработал в Казачинском пороге до 1964 года. Его заменил новый туер «Енисей» мощностью 2000 лс (против 240 лс «Ангары»), построенный на Красноярском судоремонтном заводе. Туер «Ангара» прослужил на Енисее 74 года, в т. ч. в Казачинском пороге 60 лет.

Сегодня туер «Енисей» — остается единственным в мире туером.

1903 Казачинский порог