вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

1893 Экспедиция Л.Ф.Добротворского

Оглавление

В 1893 году на средства Комитета Сибирской железной дороги из Англии на Енисей была организована экспедиция под руководством лейтенанта Леонида Федоровича Добротворского. В ней приняли участие русские корабли под военным флагом — пароходы «Лейтенант Овцын» c баржой (капитан Л. Ф. Добротворский), «Лейтенант Малыгин» (капитан П. К Тудерман) и парусная баржа «Лейтенант Скуратов» (капитан Е. Л. Шведе).

Вместе с экспедицией Л. Ф. Добротворского с грузом рельс для Сибирской железной дороги. следовали три английских корабля фирмы «Поппам» — пароход «Орестес» под командованием Д. Виггинса, а также шхуны «Бланкатра» и «Минусинск».

Экспедиция вышла из Англии 18 июня. Два с лишним месяца русские военные моряки СМП шли к Енисею и 22 сентября прибыли в Гольчиху.

Здесь морские суда встретил речной караван — пароходы «Граф А. П. Игнатьев» с тремя баржами (капитан П. Т. Богатков) и «Бард» c тремя баржами купца Черемных. Начался сильный шторм, в результате чего три баржи с грузом рельс были выкинуты на берег.

После перегрузки груза в Гольчихе и гибели трех барж, пароход «Орестес» и шхуна «Бланкатра» ушли в Архангельск, а экспедиция Л. Ф. Добротворского и шхуна «Минусинск», на которую было перегружено часть рельс, вместе с речным караваном отправилась вверх по Енисею.

5 октября после трудного, осложненного осенней непогодой рейса, экспедиция прибыла в Енисейск, где отважных русских мореходов приветствовали жители сибирского города с криками — «Ура!». Город был украшен флагами. В адрес экспедиции со всех концов России поступали поздравления.

Интересна судьба отдельных кораблей этой экспедиции. Пароход «Бард», пришедший на Енисей в 1890 году, ушел в 1899 году на Байкал. Шхуна «Бланкатра», переименованная русским исследователем Арктики ГЛ. Брусиловым в «Святую Анну», участвовала в экспедиции

по исследованию Северного Ледовитого океана в 1912—1914 гг. Экспедиция окончилась трагически. Почти все члены экипажа, в т. ч. и сам Г. Л. Брусилов, погибли.

Пароход «Минусинск» в 1898 году снова ушел в Англию.

На пароходе «Лейтенант Малыгин» вице-адмирал С. О. Макаров в 1897 году проследовал с Енисейска в Красноярск, а в 1898 году он ушел по Ангаре работать на Байкал, где позднее был переименован в «Лейтенант Шмидт».

Пароход «Лейтенант Овцын» с парусной баржой «Лейтенант Скуратов» участвовали в гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкого по изучению судоходных условий на Енисее, Енисейском заливе и в прибрежных районах Карского моря в 1894—1895 гг., после чего ушли работать на Балтику.

Интересна и дальнейшая судьба Л. Ф. Добротворского, который участвовал в Цусимском сражении в 1905 году, командуя крейсером «Олег» в звании капитана 1-го ранга, позднее контр-адмирал российского флота. Вторично он оставил свой след на Енисее как начальник Срочного казенного пароходства в 1909—1912 гг.

1893 Экспедиция Л.Ф.Добротворского