вернуться на главную | добавить в избранное
Раскрой для себя мир Енисея
Все красоты
Енисея
 
Интерактивная карта Енисея
   

1877 Шхуна “Утренняя заря”

Оглавление

Освоение Северного морского пути поддерживали многие прогрессивные люди России, в том числе и энтузиаст Сибири М. К Сидоров. По его инициативе и на его средства в 1877 году было организовано первое плавание с Енисея в Европу (Санктъ-Петербург).

Первое плавание на клипер-боте"Северное сияние" было неудачным.

Судно было построено и спущено на воду в Енисейске 15 июля. Экипировка и оснастка корабля заняла много времени. Взяв на борт груз с образцами сибирских товаров, «Северное сияние» под командованием капитана Д. И. Шваненберга отправилась в рейс. Путь был трудным. Из-за позднего выхода в низовье Енисея судно встретили сильные штормовые ветры с дождем, переходящие в пургу. С трудом дойдя до Бреховских островов, капитан принял решение о приостановке экспедиции и зимовке судна в этих широтах до весны. Сам капитан выехал в Санктъ-Петербург для закупки дополнительного оборудования и снаряжения.

Отстой клипер-бота «Северное сияние» у Малобреховских островов закончился трагически. Почти весь экипаж погиб, а судно было раздавлено льдами и затонуло.

Весной капитан Д. И. Шваненберг на пароходе «Св. Николай» прибыл вслед за льдами к месту зимовки, где в полуразрушенной и занесенной снегами избушке нашли больного, полуживого штурмана Нумелина.

Д. И. Шваненберг купил у английского капитана Д. Виггинса парусную баржу, дооснастил ее и назвал шхуну — «Утренняя заря», которая совершила историческое плавание в 1877 году с командой из 4-х человек (в т. ч. и штурман Нумелин) с Енисея в Санктъ-Петербург. Экспедиция длилась 4 месяца, прошла свыше 11000 миль — Ледовитый океан, 4-е северных моря — и прибыла в столицу.

Это было первое плавание Северным морским путем русских мореходов с Енисея в Европу.

Первые пароходы строились в Енисейске. В основном, это были деревянные суда, и служили они, как правило, не долго.

В Красноярске стали строить суда с железными корпусами. Но они строились, как правило, на других верфях — в Нижнем Новгороде, Тюмени и др. городах, и уже по частям доставлялись в Красноярск, где и собирались. Так в 1902 году пароход «Сокол» строился в Красноярске. Корпус его клепался в районе железнодорожного моста, а достравалсмя пароход в д. Коркимно. Паровые машины были куплены на Нижегородской ярмарке и доставлены в Красноярск на лошадях Эта практика существовала до 1940-х годов, но с тем лишь отличием, По тем временам пароход «Сокол» (позднее «Спартак») был самым мощным двухпалубным товаро-пассажирским колесным пароходом мощностью 500 лс, который брал на борт 320 тонн груза и 580 пассажиров. Он работал на линии Красноярск-Дудинка и проработал на Енисее до 1964 года.

1877 Шхуна “Утренняя заря”